"Масляная рвота" компрессора, как с ней бороться?
"Масляная рвота" компрессора, как с ней бороться?
Нередко у масляных винтовых компрессоров возникает очень специфическая проблема, напоминающая "масляную рвоту", т.е. когда масло выплескивается обратно через входной фильтр, в тот момент, когда компрессор останавливается.
Это происходит в двух ситуациях:
1) из-за аварийной остановки или неправильной остановки
2) из-за механической проблемы
Чтобы объяснить каждую из этих двух ситуаций, нужно разобраться, что происходит внутри винтового воздушного компрессора. Вначале посмотрим, как все должно нормально работать в штатном режиме. Обычная процедура остановки для винтового компрессора (без какой-либо "рвоты маслом") выглядит следующим образом:
1) Компрессор работает в режиме загрузки
2) Компрессор переход в холостой ход
3) Остановка компрессора
Современные модели компрессоров автоматически переходят в холостой режим "разгрузки" до полной его остановки. Более старые компрессоры перед тем, как остановится, необходимо в ручную включить в холостой режим «разгрузки». Давайте рассмотрим три этапа перехода («загруженный», «разгруженный», «остановленный») более подробно:
Компрессор загружен
Когда компрессор загружается, он активно накачивает воздух, создавая давление и выполняя свою работу.
1) Впускной клапан открыт, поэтому воздух может всасываться.
- Винтовая пара вращается. Присходит всасывание воздуха и выпуск воздушно-масляной смеси.
- Перепускной (обратный) клапан, установленный на выходе винтового блока, сжимающего воздух, открыт, и через его выпускной канал идет поток смеси воздуха с маслом.
- Масляный запорный клапан (oil-stop-valve) открыт, потому что его заслонка втягивается внутрь клапана из-за разряжения, создаваемого в винтовом блоке.
2) Давление в сосуде маслоотделителя близко к рабочему давлению, что составляет около 7-8 бар в обычной системе сжатого воздуха. Все отлично работает!
Компрессор работает без нагрузки в "холостом режиме"
Когда компрессор работает без нагрузки, он все еще работает, но он не качает воздух и не создает какое-либо давление.
1) Впускной клапан закрыт, поэтому «новый» воздух не может всасываться.
- Винтовой элемент вращается, но не принимает никакого нового воздуха. Тем не менее, имеется небольшое количество воздуха для обеспечения циркуляции надлежащего потока масла / смазки.
- Перепускной (обратный) клапан на выходе открыт, потом, что все еще имеется небольшая циркуляция воздуха / масла.
- Масляный запорный клапан (oil-stop-valve) открыт, потому, что все еще существует небольшая циркуляция воздуха / масла.
2) Давление в сосуде маслотделителя находится в пределах «внутреннего давлением холостого хода». Это обычно около 2,5-3,5 бар.
Остановка компрессора
Когда компрессор останавливается полностью, произойдет следующее.
1) Впускной клапан закрыт
- Винтовой элемент перестает вращаться.
- Перепускной запорный клапан выпускного отверстия винта закрывается.
- Масляный запорный клапан закрывается, как только давление масла исчезает.
2) Оставшееся давление в сосуде маслоотделителя стравливается через небольшое отверстие в атмосферу. Но это занимает некоторое время.
Захваченный воздух хочет "сбежать"
Между тем, сжатый воздух всячески пытается "сбежать" из воздушного компрессора. Один из простых способов - это вернуться обратно к винтовому блоку и выйти через входной фильтр. Часть масловоздушной смеси поступит в блок через перепускной (обратный) клапан и / или запорный масляный клапан. В итоге винтовой паре будет достаточно большое количество масла. Поскольку винтовая пара не вращается, ничто не останавливает эту смесь поступить на на всасывающую сторону винтового элемента, и достичь впускного клапана. Но там она сталкивается с закрытым впускным клапаном и не может двигаться дальше наружу компрессора. Все хорошо - масло остается внутри. Давление медленно стравливается через продувочный клапан, и все счастливы.
Теперь вернемся назад к проблеме "рвоты маслом".
Посмотрим, когда и почему это происходит:
Первая ситуация: аварийная остановка
Всем известно, что неправильно использовать большую красную кнопку аварийной остановки ("грибок") в качестве обычной остановки компрессора, но на практике бывает как раз наоборот. Был случай с одним клиентом, у которого возникла такая проблема с постоянным появлением масла на полу возле винтового компрессора. Не понятно откуда оно утекало, но оно всегда появлялось там в понедельник утром! Магия или зеленые человечки выходят на завод в выходные и наводят беспорядок? Нет!
Оказывается, каждую пятницу днем, когда завод закрывался на выходные, рабочие были счастливы, что наконец-то закончилась последняя смена ... время для пива! Поэтому они просто нажимали эту большую красную кнопку на компрессоре и "дело в шляпе". Выходные!
Итак наши советы:
- никогда не используйте кнопку аварийного останова, чтобы остановить компрессор. Сначала переключитесь на «холостой ход», прежде чем полностью остановить компрессор. Но конечно-же, используйте аварийную остановку в случае чрезвычайной ситуации.
- используйте надлежащую процедуру для остановки воздушных компрессоров, а именно:
1) Переключите его в режим «холостого хода» (или просто прекратите использование сжатого воздуха и дождитесь, когда компрессор разгрузится)
2) Подождите некоторое время и остановите компрессор.
Когда-же вы нажимаете аварийную кнопку во время работы компрессора в режиме "загрузки", впускной клапан не успевает закрыться так быстро. Кроме того, в сосуде маслоотделителя имеется полное рабочее давление. Этот сжатый воздух (и масло!) обязательно найдет выход обратно через входной фильтр (и причем довольно быстро), как только винтовая пара перестанет вращаться. Чтобы остановить компрессор, сначала переключитесь в «холостой ход» (черный переключатель). Только затем нажмите красную кнопку остановки.
Вторая ситуация: механические проблемы
Если у вас есть эта проблема, и вы останавливаете компрессор правильно, то наиболее распространенной проблемой является то, что впускной клапан не полностью закрывается. Поэтому, когда компрессор останавливается, масловоздушная смесь выплескивается наружу! Если у вас есть эта проблема, сначала убедитесь, что компрессор остановлен, используя правильную процедуру. Никогда не останавливайте компрессор с кнопкой аварийного останова!
Более старые модели компрессоров (не слишком «умные») позволяют останавливать компрессор нажатием кнопки кнопки «Стоп» даже если компрессор не был разгружен. Современные компрессоры уже не позволят этого сделать. Сначала они автоматически переключаются в «холостой режим», а затем останавливают компрессор для вас, естественно это занимает некоторое время (около минуты).
Если вы уверены, что это не так, вашим главным "подозреваемым" становится впускной клапан.
Снимите его, осмотрите и при необходимости отремонтируйте. Как всегда советуем: будьте осторожны при открытии впускного клапана винтового компрессора. Они обычно содержат большую пружину, которая находится под напряжением. Если его открыть неправильно, то пружина может отлететь к вам в лицо. Будте осторожны!
Если впускной клапан в порядке. Проверить и отремонтировать перепускной (обратный) клапан на выходе из винтового элемента и запорный клапан масла (oil-stop-valve). В некоторых случаях еще имеется еще крошечный обратный клапан рядом с впускным клапаном. См. ниже для более подробной информации.
Другие соображения / дополнительная информация
Вот некоторые дополнительные вещи, которые нужно иметь в виду, и некоторые дополнительные сведения об этой проблеме
Потребление электроэнергии
Если у вас есть впускной клапан, который остается частично открытым или, по крайней мере, пропускающим воздух, это также будет иметь большое влияние на потребление электроэнергии при работев режиме холостого хода, так как из-за этого будет увеличиваться внутреннее давление в системе.
Обычно расход электроэнергии в холостом ходе составляет 1/3 от потребляемого электричества в режиме полной загрузки. По мере повышения внутреннего давления, будет увеличиваться и потребление электроэнергии. Обычно это не замечают (особенно в тех случаях когда в компрессоре нет отдельного манометра, показывающего внутреннее давление!)
Впускной клапан не закрывается вообще / или только наполовину
Если зазор в заслонке слишком велик, или если впускной клапан остается полностью открытым, вы заметите, что компрессор сохраняет внутреннее давление даже в холостом режиме. Компрессор перестает разгружаться...
Выплескивание масла через воздушный фильтр еще может быть из-за неправильного врщения винтовой пары.
Был такой случай на одном из производств, где был установлен винтовой компрессор GA22 без опции реле контроля фаз. Многие года компрессор работал нормально, но в один прекрасный момент местные электрики поменяли электропроводку в здании, в котором был расположен компрессор. В итоге три фазы подведенные к электрошкафу компрессора были перепутаны местами и винтовая пара закрутилась в обратную сторону. Клиент удивился, что выплескивается масло из воздушного фильтра, и нет сжатого воздуха на выходе компрессора... К сожалению, поработав так несколько минут винтовой блок заклинил... После капитального ремонта винтовой пары наши специалисты поставили в компрессор реле контроля фаз (так называемую "защиту от дурака"). Будьте внимательны, и не повторяйте чужих ошибок!
Масляный запорный клапан и перепускной (обратный клапан) - как их найти?
Как описано выше в компрессорах принимаются меры для предотвращения обратного потока смеси воздух / масла.
Масляный запорный клапан, перепускной обратный клапан (после резьбового элемента) и главный: впускной клапан. Но далеко не все винтовые компрессоры имеют оба этих клапана. На некоторых машинах, особенно на небольших, вообще нет этих двух клапанов!
Масляный запорный клапан и обратный клапан выпускного отверстия помогают остановить обратный поток воздуха, но их основная цель - предотвратить наполнение маслом винтовой пары при остановке компрессора, так как заполненный маслом винтовой элемент затруднит дальнейший запуск компрессора.
Это является очень большой проблемой для больших компрессоров. Таким образом, вы увидите их чаще на больших компрессорах по сравнению с меньшими компрессорами. Как говорится "больше масла - больше проблем".
Как показывает опыт в 50% подобных случаев так называемая "масляная рвота" винтового компрессора - это проблема пользователя (остановка компрессора неправильным образом), и в 50% случаев - это механическая проблема.
Но может возникнуть ряд других проблем, которые вызывают эти проблемы. Рекомендуем обратиться к нашим специалистам за советом.